5 сентября 2011 г.

Где пусто, где густо?

   В марте этого года на основе трёх бердских профессиональных училище (№№ 16, 47 и 56) был создан политехнический техникум. Казалось бы, "корочки" политеха должны повысить в глазах абитуриентов престижность обучения в этом учреждении, однако в этом году на многие специальности - серьёзный недобор. Подробнее о ситуации рассказывает директор техникума Юрий Бушуев.


 - Министерство труда и занятости Новосибирской области установило нам плановый набор учащихся в 420 человек. Но на сегодняшний день набор составляет 53,6% от плана (225 поданных заявлений). По Новосибирской области картина комплектования училищ и техникумов примерно такая же: 54% - по профессиям начального профобразования, 70% - среднего.

 - Почему так случилось?

 - Несмотря на то, что при создании техникума все профессии начального профессионального образования были сохранены, изменилась структура приёма учащихся. Если раньше на строительные профессии набирали ребят на базе девяти классов, без получения среднего образования, выпускников коррекционных школ-интернатов, то с этого года такой набор, по приказу министерства, прекращён. Каменщиков и отделочников набираем теперь только на базе 11 классов. А таких выпускников школ по демографическим причинам мало, вузы забирают всех, даже ребят с низкими результатами ЕГЭ.

 - По каким направлениям наибольший недобор?

 - Остро стоит проблема комплектования групп по профессиям столяр, плотник и мастер общестроительных работ. Группы радиомехаников, электромонтёров на базе девяти классов тоже не укомплектованы. Всего одно заявление подано на обучение профессии исполнителя художественно-оформительских работ. Отчасти это связано с тем, что мы открыли направление дизайна на среднем профобразовании (СПО).

   Если говорить о наборе учащихся на СПО, то из четырёх профессий у двух существенный недобор: при 25 бюджетных местах на каждой специальности дизайну пожелали обучаться 11 человек, а аналитическому контролю качества химических соединений - 16.

   Полностью выполнен план только по четырём направлениям: машинисты крановой группы, коммерсанты, специалисты по туризму и лаборанты-экологи на базе девяти классов.

   По всем остальным профессиям хотелось бы более активного движения от выпускников девятых и особенно 11 классов. Издан приказ министерства труда о том, что набор по профессиям среднего специального образования продлён до 15 сентября, а на начальное мы "добираем" до 25 декабря. Поэтому ждём тех, кто вернулся из армии, не поступил в ВУЗ или понял, что поступил не на ту специальность, на которую хотел.

 - А какие специальности, напротив, пользуются популярностью у абитуриентов?

 - В этом году было много желающих обучаться менеджменту продаж, по этому направлению мы вынуждены были даже проводить дополнительные испытания и отказывать некоторым абитуриентам. Те, кто не попал на бюджетные места, пожелали обучаться на платной основе.

   Ещё одно популярное учебное направление - туризм. Вообще, наш техникум разрабатывает программу развития на ближайшие четыре года на базе принятой долгосрочной целевой программы комплексного развития профессионального образования, утверждённой правительством области. В федеральном и областном бюджетах заложены средства на развитие учреждений начального профобразования. Бердский политех в этой программе рассматривается как раз в качестве ресурсного центра для туризма.

 - Что будет с направлениями, не пользующимися спросом?

 - Будем либо их закрывать, либо преобразовывать в другую форму. Последние годы с большим трудом набираем учащихся на специальность оператора швейного оборудования. Хотя швеи требуются в большом количестве, профессия не пользуется популярностью. Сейчас думаем над тем, как решить проблему подготовки таких кадров - возможно, появится специальность портного-закройщика.

 - Надо же, в городе, кроме "Бердчанки", есть и несколько других швейных производств, а учиться на швей девочки не хотят!..

 - Да, вот такой парадокс: швейные предприятия задыхаются без кадров, но молодёжь предпочитает получить специальность, по которой заведомо работу не найдёт. Здесь нужны определённые организационные решения. Надо, чтобы выпускники были уверены не только в том, что смогут закрепиться на предприятиях, но и в том, что будут получать достойную зарплату, продвигаться по карьерной лестнице. Здесь многое зависит и от работодателя. В 16-ом училище выпускали продавцов, но в наших магазинах они работали недолго: большая ответственность и низкие зарплаты.

 - Как можно решить эту проблему?

 - Формирование госзадания на подготовку специалистов способно снизить её остроту. Надо, чтобы органы местного самоуправления собирали заявки от работодателей. Под этим заявки и выделять бюджетные средства. Сколько нужно городу специалистов того или иного направления - столько и будем готовить. Тратить деньги из бюджета на подготовку специалистов, которые никому не нужны, которые потом ещё будут получать пособие в центре занятости, неразумно.

 - А сейчас техникум взаимодействует с работодателями?

 - Конечно. Есть заявки на подготовку специалистов от "Бердчанки", "Сиббиофарма", БЭМЗа, более мелких предприятий, институтов Академгородка. Но это заявки на небольшое количество специалистов, нет единого прогнозируемого центра на уровне муниципалитета, который готовил бы долгосрочный прогноз по этому вопросу. Есть разрозненные связи с отдельными предприятиями, но они не всегда срабатывают. Поэтому в городе просто необходимо создать структуру, которая бы координировала потребности предприятий в кадрах.



Материалы из выпуска № 35 газеты "Свидетель" от 1 сентября 2011 года
Автор статьи - Мария Терентьева

Комментариев нет:

Отправить комментарий