4 ноября 2010 г.

Обманутая старость

   История, рассказанная читателям "С": одинокая 79-летняя женщина не имеет ни сил, ни здоровья, ни денег, чтобы решить серьёзную проблему, которая возникла под занавес её жизни. Суть проблемы в том, что дом, в котором много лет живёт Надежда Ивановна, в 2004 году каким-то загадочным образом оказался оформлен на совершенно постороннего человека - дочь соседей.


   Надежда Шилина живёт в частном доме недалеко от центра города - на улице Герцена. Живёт одна. Судьба - тяжелее не придумаешь: сплошные потери родных людей. Сначала Надежда Ивановна похоронила родную сестру, которая в тридцатилетнем возрасте погибла на стройке - упавшей плитой придавило. Потом похороны мужа, который не оставил Надежде Ивановне детей, зато оставил неприятные воспоминания о супружеских изменах и о том, что муж очередной его любовницы убил соперника. Смерть отца-фронтовика ещё сильнее подкосила Надежду Ивановну. Но у неё оставалось ещё два родных человека, забота о которых поддерживала в ней желание жить. Однако вскоре ушли и брат, и мама...
 - Жить мне тогда не хотелось, - плачет Надежда Ивановна, - но каждый раз вспоминались слова мамы: "Самоубийство - самый большой грех, никогда не смей даже думать об этом". Жила я тихо, скромно. Работала в гальваническом цехе радиозавода. Там, на вредном производстве, здоровье и оставила: ноги не ходят, давление скачет, инфаркт пережила. Но не забирает меня почему-то Бог...

 - Увы, ничего вечного в этом мире нет, - вдруг начинает философствовать Надежда Ивановна, вытерев слёзы, - а уж в доме, где женщина живёт без мужчины, проблем не счесть. Дом, как видите, еле стоит, не сегодня-завтра рухнет. В низине он, поэтому весной залит талой водой по окна. Печь топлю чем придётся, да и то не каждый день. Зиму коротаю, одевшись во всю тёплую одежду, которая у меня есть, и завернувшись в ватные одеяла. Окна и двери утепляю, завесис их старыми телогрейками и одеялами. Воду ношу из колонки на улице. Баня и туалет давно свой век отслужили, в их "останки" я заходить попросту боюсь. Сарай, через который хожу в огород, тоже весь прогнил и покосился, но надо ведь как-то за огородом ухаживать, рискую, но хожу.

 - Мы с Надеждой Ивановной, - рассказывает Наталья Двосина, - не родственники, случайно с ней познакомились. Но после того, как я узнала историю её жизни, и увидела, в каких нечеловеческих условиях она живёт, мы с мужем стали помогать её: нельзя оставлять пожилого человека один на один с такими серьёзными проблемами. Лучшим вариантом для бабушки стала бы продажа жилья, за которым она уже не может ухаживать, и переезд в благоустроенную квартиру. Но! В прошлом году бабушка стала искать документы на дом, нашла старую домовую книгу и старый техпаспорт. Пошли мы с этими находками в БТИ и узнали, что дом, в котором много лет живёт Надежда Ивановна, ей уже не принадлежит. Под документами, он с 2004 года официально оформлен на некую Галину П. и её детей. А значит, баба Надя не имеет права ни продать, ни обменять свой дом. Надежда Ивановна подала иск в суд, но проиграла его.



Тёмная история

   Как получилось, что хозяйка дома вдруг потеряла на него все права и даже об этом не догадывалась?

 - Несколько лет назад, - вспоминает плача, Надежда Ивановна, - я увидела, что у соседей после пожара плотник работает. Подошла спросить, не возьмётся ли он отремонтировать в моём доме прогнивший пол. О цене сговорились, отремонтировал. Не так, правда, как обещал, но всё-таки сделал. И потом стал частенько захаживать, он неподалёку жил. То помощь какую предложит, то просто поговорить зайдёт. И всё расспрашивал: почему я одна живу, есть ли у меня родня, кому я дом завещаю, если у меня ни детей, ни племянников. Я только плечами пожимала: я не знаю, кому дом завещать, действительно ведь одна я.

   Однажды Виктор пришёл и говорит: "Пропиши к себе мою дочь, она приехала, а на работу без прописки устроиться не может - без прописки никуда не принимают". Поверила, прописала. Через какое-то время сосед опять с просьбой: "Пропиши двоих детей дочери". Прописала. Получается, когда они меня о чём просили, я помогала, а как мне помощь понадобится, помощников не дождёшься. Стала картошку копать, пошла к Виктору, он говорит: "Мне некогда, я в две-три смены на заводе работаю". Говорю: "А сын твой помочь может?". Сосед только рукой махнул: "Какая от молодых помощь?".

   Кстати, как я позже выяснила, никакая работа в Бердске его дочери была не нужна, и жить к отцу она не переезжала: как жила в Искитиме, так и жила.

   А потом Виктор стал мне предлагать: "Ты бы дарственную на дом моей дочери написала, тебе всё равно помирать, а ей ещё детей поднимать. А у нас, сама видишь, не дом - "скворечник", сами в нём еле помещаемся". Я отнекивалась, говорила, что дарственную писать не буду: зачем мне при жизни крышу над головой кому-то дарить? Виктор, вроде, отступился: "Не хочешь дарственную - и не надо. Напиши завещание. А мы тебе за этом помогать будем".

   Как-то раз давление меня сильно прижало, глаза красные, из носа кровь идёт, я лежала - встать не могла. В этот момент сосед с дочерью приехал: "Собирайся срочно!". Я понять ничего не могу, но кое-как встала, оделась. Поехали. Смотрю, к нотариусу меня привезли. Спрашиваю: "Зачем?". Мне толком ничего не объясняют, только подсовывают какую-то бумагу: "Распишись". А я, как назло, ещё и очки забыла, ничего прочитать не могу. Заартачилась: "Не буду подписывать!". Но они меня уговорили. Сказали: это завещание. Мол, подпишу, аи за мной до последнего часа будут ухаживать: и дом Виктор подлатает, и с продуктами мне станет полегче, а если заболею - вот как в тот день, беспомощной не останусь - и в аптеку будет кому сходить, и кашу сварить.

   В общем, подписала. Думала, что завещание. Оказалось, дарственную. Но это выяснилось уже на заседании суда, которое недавно закончилось... не в мою пользу. Судья сочла правильным, что мой дом принадлежит не мне. Выходит, придётся мне доживать свой век в холодной развалюхе. Никто не может помочь вернуть права на свой же дом. Между прочим, с тех пор, как в 2004 году документ был подписан, соседи ко мне больше не приходили. Виктор в прошлом году умер. А его родственникам я и вовсе без интересу. Только дом нужен. А может, и не дом - земля под ним...

   Депутат городского Совета Виталий Терёшкин, представляющий интересы жителей этого избирательного участка, пообещал сделать депутатский запрос, адресовав его начальнику ГОВД и прокурору.
   Надежда Ивановна подала апелляцию в областной суд на решение бердского суда.
   Точку в грустной истории ставить рано. Но сколько в городе таких вот доверчивых и беспомощных бабушек Надей!

Комментариев нет:

Отправить комментарий